Практические советы радиолюбителю

STM32F103RC board.


Russian version of article

After one long day i decide to develop new board with micro controller. In my hobby there is no need to work with new controllers thats why i need to create something fundamental new. In this board i try to solve my problems that i found in others developers board that i built for my self:

• Autonomous work. Sometimes i want to bring my devises for my walk or work, but in all others board you need to make some additional part with connectors for power supply of board. I wont to integrate power supply in this board.

• Computing power. In this board i decide to use more powerful microcontroller,аs i use my last small developed board by STM32F100 for a long time and sometimes i needed more flash memory and computing power. As a kind of prototype i found my old board than i use STM32F103RCT6 as main microcontroller. Read more information you can here.

• Use Li-Ion power accumulator in popular form-factor: 18650. This accumulator is rather good ratio between coast and battery capacity.

• New battery charger. In thi device i decide to use integrated battery charger base on MCP73833 with mini-usb connector. I wanted to manufactured it, that's why i tried to route all components from the one side and used board heat dissipating routing. In this device i didn't want apply any aluminium or copper heat radiator.

• Use high integrated and most lovely TPS63000 for power supply of the 3v3 power lever. This controller is not very high efficiency controller is sleep/standby mode for battery application, but it's work as step-up and step down DC-DC converter which allows to use full battery charge in wide current range(till 1 Amp).

• Silk inscription for all pin-outs of the board.

And in small points:

• Quartz resonator in 5032 package (It has no failures in all my others projects)

• Smd components in 0603 + capacitors 0805 in extremely small footprint.

• Good quality of analog ground.

• Pin headers in 2,54mm family(PBS20) for simply use in my home projects.

• Single side for all components except battery connector.

As result of my work it was creating rather sympathetic PCB board.

Внешний вид отладочной платы.

Внешний вид отладочной платы.

Figure 1. Appearance of developed board.

DC-DC converter testing

After soldering and cleaning operations i try to test my dc-dc converter. For this test i bye special resistor SQP5-4R7. I connected it fot output of DC-DC controller and measured current near 1 Аmp. During the test resistor heated till 110*С (measured by pyrometer). This led to falling resistance of resistor and grown up current till 1 Amp. Some photo of this tests you can see at figure 2.

DC-DC converter testing

Figure 2. DC-DC converter testing.

As a result of testing it was found that there is no additional EMP or heating DC-DC converter, and it's work very good. During the test the temperature of DC-DC converter war bellow 40*C when temperature of air surrounded board was 27*C. In this test i understand that in dynamic electrical load may grown EMP and voltage ripple, but i think that there is no high dynamic electrical load as a load of this DC-DC controller without any protection.

Buttery charger testing

Honestly this is the first time when I decided to make an industry-manufactured PCB board with MCP73833. The previous time I looked at the fact that this controller generally charges and works + became familiar with the algorithm of its operation. In this case, since the passing of the exams was approaching, and I really wanted to try it, I just sorted out the previous board and carefully transferred all the components to a new one. As a result, when I charged the battery after the previous test, I noticed that with a charging current above 375 mA, the temperature of the charge controller did not reach 45 * C. This suggests that everybody can safely solder the resistor controlling the charge in order to increase the charging current. I'll raise it to 500mA, but I will not go further. This is not due to the heat that will be released on the chip, but to the fact that not all of my five-volt power supplies for mobile phones give out more than 500mA. Special protection, in those that I saw, no, and this can lead to problems in the electrical network.

At the end of the tests I took a beautiful photo (Figure 3), on which two LED’s are burning, indicating the end of the battery charge.

Конец заряда аккумулятора.

Figure 3. At the end of the charging tests.

Disadvantages of the developed board.

At the end of these tests, and also imagining how I will work later with this board, I found out a number of factors that I did not consider in this project:

• I did not have enough experience in PCB routing in order to install the on / off switch on the battery in this circuit board. Of course, I can do it perfectly by pulling out 18650 from the connector or by installing a special plastic plate. But this is my crutch. It would be nice to add the switch.

• There is no BMS at the battery on the board, although it is needed. Purely technically, the TPS63000 operates in the input voltage range of 1.8-6V. This is possible with a deep discharge of the battery will lead to its spoilage. This problem is solved by some modification of the battery itself and setting it cheap BMS-board directly on the battery with cramming / trimming one of the contacts. Again, not critical, but with some bugs.

• There is nothing connected in the USB connector on the digital lines. In this controller there is a built-in USB-interface, but I did not bring it to the connector. This is due to the fact that in current projects it is not necessary and to put the expellant binding of the usb interface on the board (with shielding diodes and level matching chips, what I did not have).

• There is no PowerGood LED on the board. When this device works, it does not say anything about it. This is done deliberately to extend the life of the battery, but sometimes it is not convenient. In the future I think to make a light-emitting diode on a little (or unused) pin and give a link to the LED turn-on code when the controller.

• Insufficient compactness of the board. The current dimensions of the board are 34x80 mm. I always want to get a compact solution. Maybe it will. Although on the other hand, there is not much room on the back of the PCB. What can be seen in the figure 4.

The reverse side of the PCB board.

Figure 4. The reverse side of the PCB board.

• Someone do not have a very convenient programming connector and the button of reset. Reach out to her is rather difficult, but again you can use screwdriver (crutches).

• Enough high price of the device. I did a prototype production in the panel, so the price is reduced, but one hell is far from the Chinese Arduino or simple STM32 boards for 200 rubles.

If you want to bye this one

Currently there are 2 such device, so that anyone can buy it for 1,700 rubles without delivery and 18650 battery. Why don’t I send the battery? - it's in the mail of Russia. I would be happy if they sent the batteries, although I will try to send one 18650 jar directly to the first orderer with the device for free.

You can contact me by mail: netolkomilo@ya.ru

In my opinion about the price: now for this money you can buy the original Arduino or F4Discovery from China. But neither of these you cann’t take with you for a whole day without an external kit and batteries. And then you get a finished piece, in which you can insert your board and get a very rigid design, which you can safely carry with you without worrying that somewhere the soldering will disappear or the device will experience a short circuit.

Well, lastly pinout the findings.

Распиновка выводов у платы.

Figure 5. Pin outs of PCB.

Схема элементов.

Figure 6. Schematic view of the project.

Some refinement. Version 1.0.

So it turned out that preparing a fee for the first sale (not my above-sampled sample), I decided to finish in it a number of features, for the consumer. As a result, the following was obtained:

The face of modified board.

Figure 7.The face of modified board.

You may notice the following changes:

• There is no "comb" PBS-30 for insertion into the printed circuit board. To my regret, there are 2 factors working here (they ran out and the customer asked them not to put it.)

• The programming connector is made with other angled terminals. Last time, I also wanted to use such connector, but they were not in the available store. As a result, I accidentally skidded to one of the Moscow radio markets, where I found the widest choice of these connectors and bought this ones.

• LEDs are slightly different. To my regret, I often take SMD-LEDs from a large heap, and I don’t know what color they are. This time it's two green and one white LED.

But the devil is often covered in detail, so it turns out here. On this board, I tried many different resistors in controlling the charging current. As a result, it was revealed that the MCP73833 on this board normally holds a current of 800mA and when it is charged with 2.5V Li-Ion batteries it warms up to 65-70 * C. Of course, it works with currents up to 2A, but I honestly do not know how to implement them on the msop-10 case. Maybe in the next building, in which this problem is solved better, it will be possible to extend 2A.

An additional small detail, which few people will notice at all, is the installation of inductance from Murata and not its Chinese twin brother with an unknown name. They look like the same, but this one is better screened.

The general view of micro-changes is seen in Figure 8.

Li-ion charge and power controller.

Figure 8. Li-ion charge and power controller.

Danger

During the full diagnostic test I destroy one STM32F103RCT6. How I did it:

I took an ordinary multimeter and try to measure voltage into a feedback resistor. This TPS63000 sees a voltage dropout on the feedback and begins to rapidly increase the voltage at its output. As a result, according to the test with the sealed controller: the voltage in the pulse grew to 7V. In this case, the controller undergoes an overvoltage and dies.

It is easy to diagnose this problem: it is enough to connect an individual measuring thermometer (finger) to the controller, and if it starts to warm up, it means that micro controller is dead.

Projects on this developer board.

Now i try to do some projects which use this board. I think that i write something to describe my projects.


                                         
Самое популярное на сайте за декабрь


Самое новое на сайте

Отчёт о деятельности за 2017 год



Сайт создан в 2011 г. © Все права на материалы сайта, принадлежат Meanders.
Копирование материалов сайта и размещение на других интернет-ресурсах запрешено. По всем вопросам пишите мне на E-mail: netolkomilo@ya.ru

Практические советы радиолюбителю

STM32F103RC board.


English version of article

Однажды, я решил обновить свой ряд отладочных плат. Особой потребности в работе с новыми контроллерами я на текущий момент не испытываю, по этому было решено сделать принципиально другую отладку. В ней я хотел реализовать следующие фичи:

• Возможность автономной работы. Порой очень хочется взять какое-то устройство с собой «на прогулку» или работу, но к предыдущим платам было необходимо внешнее питание. Хотелось бы, чтобы питание было бы на самой плате.

• Использовать достаточно мощный чип. Так как я длительное время использовал свою отладку на stm32f100, то по мере проектов я осознал, что хочу по максимуму использовать чипы. Так как возможностей последнего мне стало не хватать (мало ног и низкая частота 24МГц), то я решил пересесть на чуть больший чип: STM32F103, на котором у меня уже была удачная отладка, но не получившая очень широкого применения.

• Использовать аккумуляторы типоразмера 18650, которые мне так полюбились своим отношением ёмкость/цена.

• Использовать встроенный контроллер питания от mini-usb на MCP73833. Хотелось попробовать сделать заводскую плату с хорошим отведением тепла от микросхемы, и посмотреть на что получится разогнать данный контроллер заряда без внешнего радиатора.

• Использовать так мною любимый TPS63000 для создания 3,3В линии. Это не очень эффективный контроллер питания с точки зрения тока холостого хода, но он работает как повышающе/понижающий преобразователь, что позволяет использовать весь заряд батареи при выходном высоком выходном токе(единицы ампер).

• Сделать маркировку всех сигнальных выводов платы.

Ну и так по мелочи:

• Кварцы 5032 (ни одного сбоя за всё время работы)

• Smd0603+кондёры 0805 на самых маленьких футпринтах.

• Разделение аналоговой и цифровой земель в устройстве

• Разъёмы с шагом 2,54 тип мама(PBS20) для того, чтобы в моих макетках сделанных лутом уставлять имеющиеся у меня в большом количестве разъёмы тогоже типа, но папы(дешевле выходит).

• Полностью одностороннюю пайку(за исключением разъёмов под аккумулятор.

В результате получилась очень симпатичная отладка, которую можно посмотреть на рисунке 1.

Внешний вид отладочной платы.

Внешний вид отладочной платы.

Рисунок 1. Внешний вид отладочной платы.

Тестирование DC-DC преобразователя.

После этого я принялся за тестирование. Для этого специально купил резистор SQP5-4R7 чтобы протестировать контроллер DC-DC на ток ~1А. В результате тестов резистор прогревался до 110*С (узнавал по пирометру), что приводило к некоторой просадке сопротивления и росту тока до 1А. Фотографию теста можно посмотреть на рисунке 2.

Тест DC-DC преобразователя.

Рисунок 2. Тест DC-DC преобразователя.

В результате было установлено, что шумов дополнительных не появляется, а вся система работает как часы. При этом температура DC-DC преобразователя находится в диапазоне 35-40*С при температуре внешней среды +27*С. Конечно, я понимаю, что с ростом нагрузки будут рости и пульсации, но я думаю что когда будет от линии питания микроконтроллера работать и достаточная силовая нагрузка, то особая точность аналоговой части не потребуется.

Тестирование зарядного устройства.

Честно говоря это первый раз, когда я решил сделать промышленно изготовленную плату с MCP73833. В предыдущий раз я посмотрел то, что данный контроллер вообще заряжает и работать + ознакомился на практике с алгоритмом его работы. В данном случае, так как приближалась сдача диплома, а попробовать очень хотелось, я просто разобрал предыдущую плату и аккуратно перенёс все компоненты на новую. В результате, при заряде батарейки после предыдущего теста я зафиксировал, что при зарядном токе в 375мА температура контроллера заряда не достигает и 45*С. Это говорит о том, что можно смело перепаять резистор управляющий зарядом, чтобы увеличить зарядный ток. Я его подниму до 500мА, а вот дальше не пойду. Связано это не с теплом, которое будет выделятся на микросхеме, а с тем, что не все мои пяти вольтовые блоки питания для мобильников выдают более 500мА. Особых защит, в тех что я смотрел, нет, и это может привести к проблемам в электросети.

В конце тестов снял красивую фотографию 3, на которой горят 2 светодиода, говорящие о окончании заряда аккумулятора.

Конец заряда аккумулятора.

Рисунок 3. Конец заряда аккумулятора.

Недостатки разработанной платы.

Проведя эти тесты, а также представляя как я буду работать в дальнейшем с этой платой, выяснился ряд факторов, которые я не учёл в данном проекте:

• У меня не хватило опыта в трассировке для того, чтобы установить в данной печатной плате выключатель on/off на батарейку. Конечно, я это отлично умею делать путём выдёргивания 18650 из разъёма или установкой специальной пластиковой пластины. Но это же костыль друзья мои. Хорошо бы было доделать выключатель.

• Нет BMS у аккумулятора на плате, хотя он нужен. Чисто технически TPS63000 работает в диапазоне входных напряжений 1,8-6В. Это возможно при глубоком разряде аккумулятора будет приводить к его порче. Это проблема решается некоторой модификацией самой батарейки и установлением в неё дешёвого bms прямо на батарейку со впихиванием/подрезанием одного из контактов. Опять же не критично, но с костылями.

• В разъёме USB по цифровым линиям ничего не подключено. В этом котроллере есть встроенный USB интерфейс, но я его не вывел на разъём. Связано это с тем, что в текущих проектах это не нужно и поставить нормальную обвязку usb интерфейса на плате(с защитными диодами и микросхемой согласования уровней мне как то не доводилось).

• Нет светодиода PowerGood на плате. Когда чип работает, ничего о этом не говорит. Сделано это намеренно, чтобы продлить срок жизни аккумулятора, но порой не удобно. В дальнейшем я думаю сделать на мало используемом пине светодиод и дать ссылку на код включения светодиода при работе контроллера

• Недостаточная компактность платы. Текущие габариты платы 34х80 мм. Всегда хочется решение компактнее. Может и получится. Хотя с другой стороны, на обратной стороне печатной платы не так много и места. Что видно на фотографии 4.

Обратная сторона платы.

Рисунок 4. Обратная сторона платы.

• Некоторым не очень удобный разъём для программирования и кнопка резет. Дотянутся до неё когда внутри плата сложно, но опять же можно отвёрткой (костыли).

• Достаточно высокая цена устройства. Я делал прототипным производством в панели, по этому цена снижена, но один чёрт далека от китайской ардуинки/стмки за 200 руб.

Всем желающим такую штуку себе.

В настоящее время есть 2 таких платы, так что все желающие могу её приобрести за 1700 руб без доставки и аккумулятора 18650. Почему я не высылаю аккумулятор? – дело в почте России. Я был бы счастлив, если бы они пересылали аккумуляторы, хотя первому заказавшему я постараюсь отправить одну 18650 банку сразу с устройством бесплатно.

Связаться со мной можно по почте: info.meanders@mail.ru

С моей точки зрения о цене: сейчас за эти деньги можно купить оригинальное ардуино или дискавери с китая. Но ни то, ни другое вы не сможете взять с собой на целый день без внешнего обвеса и аккумуляторов. А тут вы получается готовую штуку, в которую можно вставить свою плату и получить очень жёсткую конструкцию, которую можно спокойно носить с собой не переживая, что где-то отойдёт пайка или устройство испытает короткое замыкание.

Ну и на последок распиновка выводов.

Распиновка выводов у платы.

Рисунок 5. Распиновка выводов у платы.

Схема элементов.

Рисунок 6. Схема элементов STM32F103RC_board

Некоторая доработка. Версия 1.0.

Так уж получилось, что готовя плату к первой продаже (не мой вышезапаянный образец) я решил доделать в ней ряд фичей, для потребителя. В итоге получилось следующее:

Внешний вид слегка изменённой платы.

Рисунок 7. Внешний вид слегка изменённой платы.

С первого взгляда бросаются следующие вещи:

• Нет «гребёнки» PBS-30 для вставки в печатную плату. К моему сожалению тут работает 2 фактора (они у меня закончились и заказчик попросил их не ставить.

• Разъём для программирования сделан другими угловыми выводами. В прошлый раз я тоже хотел использовать такие выводы, но в доступном мне магазине их не было. В итоге, меня случайно занесло на один из московских радиорынков, где я нашёл широчайший выбор данных разъёмов и купил нужных.

• Светодиоды немного другие. К моему сожалению я беру SMD-светодиоды из большой кучи, и не всегда сам знаю какого они цвета. В этот раз это два зелёных и один белый светодиод.

Но дьявол часто кроется в деталях, так оказывается и тут. На данной плате я пробовал разные резисторы в управлении зарядным током. В итоге было выявлено, что микросхема MCP73833 на данной плате нормально держит ток в 800мА и при заряде с 2,5В Li-Ion батареек прогревается до 65-70*С. Конечно, по даташиту она работает с токами до 2А, но я честно пока не представляю как их реализовать на корпусе msop-10. Может быть в следующем корпусе, в котором эта проблема решается лучше, получится вытянуть 2А.

Дополнительной мелкой деталью, которую мало кто вообще заметит, является установка индуктивности от Murata а не её китайского брата близнеца с неизвестным именем. Выглядят они похоже, только данная лучше экранированна. Общий вид микроизменений виден на рисунке 8.

Заряд Li-ion и контроллер питания.

Рисунок 8. Заряд Li-ion и контроллер питания.

Предосторожность.

Во время проведения полной диагностической проверки я спалил один STM32F103RCT6. Как я это сделал:

Я взял обычный мультиметр и ткнулся им в резистор обратной связи. Пр этом TPS63000 видит просадку напряжения на обратной связи и начинает быстро повышать напряжение на своём выходе. В итоге, по проведённому тесту с отпаянным контроллером: напряжение в импульсе вырастало до 7В. При этом контроллер испытывал перенапряжение и умирал.

Забавно происходило потом: по входу на 3,6В контроллер начинал потреблять 0,6А. Это связано с тем, что в TPS63000 встроена защита по току в 2А, Именно данный ток и протекал через убитый микроконтроллер. При этом работоспособность всей оставшейся схемы сохранялась.

Диагностировать данную проблему легко: достаточно подключить индивидуальный измерительный термометр (палец) к контроллеру, и если он начинает прогреваться, то значит он мёртв.

Упаковка отправленной платы

Отсылая данную плату моему коллеге, я решил её упаковать получше, чтобы Почта Р. не сломало всё. В итоге получилось так:

Упакованная плата. Упакованная плата. Упакованная плата.

Проекты на данной отладочной плате.


                                         
Самое популярное на сайте за сентябрь


Самое новое на сайте


Яндекс.Метрика


Сайт создан в 2011 г. © Все права на материалы сайта, принадлежат Meanders.
Копирование материалов сайта и размещение на других интернет-ресурсах запрешено. По всем вопросам пишите мне на E-mail: info.meanders@mail.ru